Венера в творчестве великих художников.
В астрологической натальной карте за форму, цвет, вкусовые и эстетические предпочтения отвечает планета Венера. Мне представилось интересным изучить, как ее влияние проявляется в такой области, как изобразительное искусство, поскольку, - где, как ни в картинной галерее, у нас включается почти весь спектр чувств и ощущений. Говоря предметно, я проанализирую, какие качества добавили Венере знаки зодиака, в которых она расположена в картах великих художников. Как совокупность этих факторов отразилась на особенностях творческого пути, выборе стиля, жанра и тематики, цветовых предпочтениях, характерах и формах изображаемых персонажей и объектов. Также, отмечу случаи, когда помимо влияния натальной Венеры, в творчестве мастеров проявлены и их солнечные знаки.
I. Итак, начнем, как и полагается, с первого знака зодиакального круга, и это будет Венера в Овне Пьера Огюста Ренуара (25 февраля 1841 г. Лимож, Франция).
Сразу хочу отметить, что первую половину жизни Ренуар был приверженцем импрессионизма. Этот стиль давал возможность его горячей и стремительной овновской Венере выразить в работах сиюминутное впечатление от явления. Он много писал женщин - жизнерадостных, очень живых, весело общающихся. Образы обнаженных красавиц пышут энергией и какой-то свежей чистотой. Его натурщицы словно создавали новый мир, переписывали его идеалы и перекрашивали в новые цвета. Работы Ренуара этого периода насыщены и полны красок жизни.
Во второй половине его творческого пути также были «цветные» периоды: «перламутровый» и «красный». Они были характерны тем, что художник в живописи отдавал предпочтение именно этим оттенкам. В «красном» периоде, конечно, проявилась Венера в Овне. В «перламутровом» же, вероятно, - Солнце в Рыбах.
Овновской природе не свойственны полумеры и двойственность взглядов, ее представления о мире прозрачны и ясны. Овен - словно младенец, едва пришедший в мир, еще пока видит его чистым и совершенным. Венере в Овне присущи эти качества в полной мере. Позже сын Огюста Ренуара так написал о творчестве отца: «…он пробил панцирь, сковывавший сердце толпы. Более того, он вылепил эту толпу по образу своего идеала…». В этих словах, как нельзя лучше отражается характер овновской Венеры художника – смелое новаторство, стиль первопроходца, стремление к идеалу.
II. Далее перейдем к Венере в знаке Тельца на примере гениального Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 г. Винчи, окрестности Флоренции). Примечательно, что он считал себя, прежде всего, инженером и ученым. Искусное владение средствами изображения давало ему возможность запечатлеть результаты технических экспериментов, схем изобретений, анатомических наблюдений. В области анатомии, кстати, он сделал тысячи рисунков с изображением скелетов и внутренних органов людей и животных. В этой «материальности» явное проявление его Венеры в Тельце.
Из исторических документов известно, что живописи Да Винчи уделял мало времени, темп письма был медленным, что также свойственно тельцовской Венере. При этом вклад его в мировую художественную культуру ценен и велик даже на фоне когорты гениев Итальянского Возрождения. Он многое привнес в развитие реализма в изобразительном искусстве. Он стал изображать объекты такими, какими их видит наш глаз – более реалистичными и объемными. Не это ли заслуга Венеры в Тельце?
Что касается людей, изображенных на картинах Леонардо, как правило, формы тела они имеют округлые, плавные, мягкие, телосложение гармоничное. В работах, выполненных в технике рисунка, тщательно прорисована мимика лиц, мускулатура людей и животных. Чувствуется влияние Венеры в Тельце.
III. Следующий художник (также эпохи Возрождения) - один из немногих, чьи творения по многообразию и обширности можно сопоставить с работами Леонардо Да Винчи – это Альбрехт Дюрер (21 мая 1471 г. Нюрнберг, Германия) Его Венера в Близнецах.
Творчеству Дюрера характерны разноплановость и многообразие. Он гениальный рисовальщик, гравер, живописец. Прекрасно владел всеми графическими техниками того времени - от угля, акварели, итальянского карандаша до тростникового пера и серебряного штифта.
Некоторые работы Дюрера выполнены с холодноватой отстраненностью и такой пристальностью, что могли бы стать иллюстрациями к научным кодексам. В этом типичное проявление Венеры в Близнецах – точная передача всех качеств изображаемого объекта, его копирование без искажений. Помимо внешнего сходства художник прекрасно передавал и внутреннюю энергию модели, своеобразие характера. В изображаемых людях он стремился уловить их индивидуальность и отразить в своих картинах. С помощью рисунка он изучал характерные типы - нюрнбергских модниц, нарядных кавалеров, крестьян. Его кисти принадлежит несколько автопортретов, начало которым он положил еще в 13-летнем возрасте (автопортрет в технике рисунка). Уже тогда им руководила тяга к самопознанию. Таковы проявления тонкопсихологической Венеры в Близнецах.
IV. Теперь рассмотрим проявления Венеры в знаке Рака на примере нашего гениального соотечественника Ильи Репина (5 августа 1844 г. Чугуев, Харьковская губерния). Сразу хочу отметить, что, конечно, творчество художника такого масштаба многогранно, и его трудно свести к проявлениям одной Венеры. В работах Репина вполне можно увидеть и черты львиного Солнца: монументальные полотна с изображением зрелищных сцен. Что же касается непосредственно Венеры в Раке, то, несомненно, она отразилась в его стремлении изображать жизнь на Родине. Его волновала судьба Царской России, и во многих своих полотнах он выразил глубокое чувство сострадания к угнетенному русскому народу. Множество его значительных работ посвящены событиям, происходящим именно в родной стране, его кисти принадлежит целая галерея портретов его выдающихся современников. Благодаря Венере в Раке Репина, окунувшись в его творческое наследие, можно совершить ретроспективный просмотр хроники ярких событий прошлого.
Также рачья Венера оставила свой след и в серии его семейных портретов, написанных с тонкой задушевной лиричностью («Отдых», «Стрекоза», «Осенний букет»).
Ну и конечно, чувственность Венеры в Раке – это широкая пластика, экспрессия, сильные переживания, которыми дышат его полотна. В переписке с Репиным художник Крамской размышляет: «…как сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника – сердце?» На что Репин отвечает: «И здесь наша задача – содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории – вот наши темы». В этих словах вся суть Венеры в Раке.
V. Следующая по порядку царственная Венера во Льве. Для примера рассмотрим творчество Питера Пауля Рубенса (28 июня 1577 г. Зиген, Германия).
Львиная Венера в произведениях Рубенса заявила о себе стилем барокко, одним из основоположников которого он является. Отличительные черты стиля – пышность форм, броская цветистость и динамичность.
Рубенс проявил себя как прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор. Выраженная театральность присуща большинству его работ. Большую часть своей жизни он создавал огромные барочные патетические композиции то запечатлевающие апофеоз героя, то исполненные трагизма. Сила пластического изображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала – всё это яркие признаки Венеры во Льве.
Полотна Рубенса изобилуют изображением крупных, тяжелых фигур людей и животных в стремительном движении. Львиная Венера играет на резких контрастах света и тени, в теплых богатых красках, которые наделяют картины кипучей энергией.
Работая в жанре портрета, Рубенс обогатил его характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. В соответствии с концепцией стиля барокко, призванного изображать людей «достойных» и «значительных», герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью. В композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, особый поворот фигуры, головы, многозначительный, полный достоинства взгляд и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы. С помощью костюма портретируемого раскрывается то, что недосказано лицом модели, ее жестом. Достоинство и превосходство львиной Венеры налицо.
VI. Перейдем к Венере в Деве и творчеству Марка Шагала (07 июля 1887 г. Витебск). В его работах мы видим влияние разных течений: экспрессионизма, символизма, кубизма… Последний, в частности, созвучен с девьей Венерой, которой свойственно стремление всё разложить на составляющие, упорядочить. Так иногда в его работах головы отделены от тел, а предметы изображаются в различных, не соотносимых друг с другом, масштабах. Сам он писал, что картина для него — это плоскость, покрытая образами вещей (предметов, животных, людей), размещенных в определенном логическом порядке.
Марк Шагал черпал вдохновение в повседневной жизни, и ведущими в его творчестве всегда оставались вечные темы рождения, любви и смерти. При этом он показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые, но и фантастические вещи ему удавалось изобразить очень естественно.
Его Венера в Деве способствовала тому, что он передавал в своих произведениях ощущения, которые хоть раз в жизни испытывает каждый. Внутреннюю жизнь человека, состоящую из череды переживаний происходящих событий, созерцания мира, эмоций, фантазий, своей кистью он превратил в самую наиреальнейшую реальность.
Можно сказать, что его Венера в Деве выступала как посредник между духовным миром и земным, и показала нам, как духовное способно воплотиться в материальном, и сколько прекрасного в обычной жизни земного человека.
VII. Венеру в Весах я решила изучить на примере признанного гения изобразительного искусства XX столетия Пабло Пикассо (25 октября 1881 г. Малага, Испания).
Что в его произведениях я нашла от весовской Венеры? Прежде всего, на протяжении всей жизни Пикассо характерна резкая смена стилей в творчестве. При этом каждый из последующих кардинально отличается от предыдущего. Так, например, на смену «холодному» и депрессивному «голубому» периоду (картины о старости, нищете, человеческих страданиях) приходит позитивный и жизнерадостный «розовый» (цирк, излюбленный герой – арлекин). После «розового» периода он увлекается кубизмом (отказ от детализации персонажей, примитивные формы изображаемых предметов), на смену которому приходит неоклассицизм, который в начале XX века был призван уравновесить повышенный интерес в искусстве к авангардным течениям. И далее в том же духе. Словно весовская Венера пытается уравновесить один период творчества другим.
Стоит отметить, что сильное влияние на творческий процесс в целом и на смену периодов в нем оказывали также изменения личного характера (брак, встреча новой «музы», новые отношения). То есть партнерская Венера в Весах Пикассо живо откликалась на эти перемены в его жизни.
В произведениях великого мастера часто можно найти отклик на текущие события мирового масштаба, так как Венера в Весах не может игнорировать внешнюю информацию, она способна придать событиям образ и вынести их холст. Так, например, на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже (1949 г.) впервые появился знаменитый голубь мира Пикассо. Здесь Венера в Весах проявилась в теме примирения.
Трудно обойти вниманием знаменитый шедевр Пабло Пикассо «Девочка на шаре», который, на мой взгляд, является красочным примером проявлений его весовской Венеры. Есть мнение, что данная работа ознаменовала переход от «голубого» периода в творчестве художника к «розовому». В ней гармонично сочетаются и те и другие оттенки. С одной стороны сюжет картины построен на контрастах: хрупкая и изящная девочка, балансирующая на шаре в противовес огромной и основательной фигуре мужчины, сидящего на устойчивом кубе. С другой стороны, картина имеет стройную уравновешенную композицию, которая рассыплется, если убрать хотя бы один элемент.
VIII. Следующая представительница зодиакального круга Венера в Скорпионе, которую мы рассмотрим на примере работ замечательного живописца Карла Брюллова (23 декабря 1799 г. Санкт-Петербург).
Прежде всего, обращает на себя внимание колорит художественных полотен мастера: зачастую это темный фон, приглушенный свет, красно-черная гамма. Взгляды изображаемых людей пристальны и пронзительны, энергетически притягательны. Движения и позы, изображаемых им женщин грациозны и исполнены пластической завершенности. В этих признаках явно отражена скорпионья природа Венеры художника.
Особое место стоит выделить его шедевру «Последний день Помпеи», который по праву можно назвать вершиной творчества Брюллова. Приехав на раскопки города, он был потрясен, но знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия для скорпионьей Венеры. Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие. Венера в Скорпионе в этой работе отразила весь трагизм происходящего, когда слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.
Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами, что также характерно для скорпионьей Венеры.
IX. А теперь поговорим о Венере в Стрельце и обратимся для этого к работам великого русского художника Василия Сурикова (24 января 1848 г. Красноярск).
Еще в годы студенчества молодой живописец проявил себя как мастер исторических ассоциативных образов, и эта особенность красной нитью прошла через всё его творчество.
Когда мы смотрим на его картины, мы словно совершаем путешествие по великим событиям прошлого, как на уроке истории («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы»). И это не случайно, так как тема знаний, учительства характерна Стрельцу, и Венера, находясь данном знаке, отражает это в живописи художника. Любовь к путешествиям также присуща стрельцовской Венере, отсюда обилие работ с изображением разных городов, примечательных мест («Вечер в Петербурге», «Зима в Москве», «Собор Святого Петра в Риме», «Флоренция»), путешественников и покорителей новых земель («Странник», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»).
Пожалуй, нет лучшего рассказчика, чем Стрелец, и это лишний раз подтверждает творчество Сурикова. Мы видим на его картинах воплощенные в образах реальные истории. Венера в Стрельце умело сочетает выразительность персонажей с красочностью фактуры и акцентом на сюжетную составляющую, что усиливает производимый на зрителя эффект от картин.
X. Перейдем к Венере в Козероге. Для этого обратимся к работам мастера XVI века Франческо Пармиджанино (11 января 1503 г. Парма, Италия).
Для творческого пути этого художника характерен стремительный темп роста. Уже в 19 лет Пармиджанино достиг мастерства такого уровня, что ему доверяли серьезнейшие заказы (несколько фресок для пармской церкви).
В его картинах примечательно изображение людей с продолговатыми пропорциями тела: длинные пальцы, шеи («Мадонна с длинной шеей»). Так выражается стремление к росту козерожьей Венеры вверх во всех смыслах. С его холстов на нас смотрят лица женщин, порой напоминающие фарфоровые статуэтки. Образы подчеркнуто аристократичные. Часто темный фон, одежда героев картин в сдержанном стиле, лица строгие, серьезные. Такой «прохладой» веет именно от козерожьей Венеры.
Помимо занятий живописью, Франческо Пармиджанино был великолепным гравером и резчиком по дереву и камню. Четкие очерченные линии, работа с трудно поддающимися материалами, требующими приложения усилий – в этом также проявления Венеры в Козероге.
XI. Венера в Водолее следующая на зодиакальном круге. Именно такая Венера в натальной карте прекрасного художника-символиста Михаила Врубеля (17 марта 1856 г. Омск).
Символизм как направление в искусстве характеризует экспериментаторство, стремление к новаторству, использование символики. Уже это как нельзя лучше характеризует Венеру в Водолее. Она дала возможность художнику воссоздать на холстах его собственный сложный мир, недоступный пониманию окружающих. Воплощенные им образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.
Врубель также писал картины на темы русских сказок и опер Н.А. Римского-Корсакова («Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Пан».
С самобытностью и оригинальностью Врубеля-художника невозможно сравнить никого из его современников. Его творчеству чужды идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. Можно смело сказать, что он открыл новую эпоху в искусстве. Творческий гений Врубеля намного опережал его соратников по цеху. За неординарность стиля, дарованного ему Венерой в Водолее, он был не понят современниками.
Художник Игорь Грабарь так писал о творческом феномене Врубеля: «в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставил и последователей».
XII. И последняя в зодиакальном круге, но далеко не последняя в искусстве, – Венера в знаке Рыб. Чтобы проанализировать ее качества, обращусь к творчеству Винсента ван Гога (30 марта 1853 г. Грот-Зюндерт, Нидерланды).
Личность этого художника до сих пор остается загадкой. Будучи чувствительным и впечатлительным человеком, он всю свою неспокойную жизнь разрывался между религиозным рвением и тягой к искусству.
Картины ван Гога написаны зачастую преувеличенно яркими красками, которые словно обладают способностью звучать в любой интонации на всей протяжённости эмоционального диапазона — от обжигающей боли до нежнейших оттенков радости. Здесь мы отчетливо видим проявление Венеры в Рыбах, способной охватить как физические, так и бесплотные материи и дать возможность художнику создать из этого образ на холсте.
Ван Гог постоянно размышлял над эмоциональными и психологическими возможностями колорита: «Я надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне…» И тут мы снова наблюдаем попытку передать нематериальное в цвете с помощью красок и кисти – одно из высших проявлений Венеры в Рыбах.
Мазки, брошенные на холст стремительной рукой, словно находятся в постоянном движении. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма вангоговского видения. Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Именно в этом важнейшая особенность живописного языка ван Гога, на котором он говорит с нами через свои картины.
Осознание возвышенного и прекрасного у ван Гога шло через понимание внутренней сути предметов и явлений: от, ничтожных как рваные башмаки, до сокрушительных космических ураганов. Умение подать эти, казалось бы, несопоставимые величины в одинаково значимом художественном масштабе поставило ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи. Знак Рыб олицетворяет венец развития человека, духовное возвышение, и Венера в этом знаке имеет те же черты.
-----------------------------
Таким образом, анализ двенадцати различных Венер в натальных картах великих художников показал, сколь разнообразно и неоднозначно воздействие этой планеты на выбор палитры цветов, стилистику жанра и даже технику письма. Проделанная работа не оставила у меня сомнений в том, что влияние знака, в котором находится Венера, на ее качества очевидно и придает неповторимые оттенки творчеству мастеров изобразительного искусства.
/Ольга Хитцова/
|