Поиск по сайту

В корзине пусто

Перейдите в каталог, чтобы выбрать товары или найдите нужное в поиске
Перейти в каталог

Проблема зодиаков. Денис Куталёв.

Какой Зодиак является правильным - сидерический или тропический? Если говорить о нынешнем их существовании, то оба этих Зодиака "правильные" - но каждый для своих условий. Если же говорить об истоках системы Зодиака, то они восходят к древнему "праматерику", когда сидерическая и тропическая составляющая были объединены.

 
Какая система астрологии базируется на более достоверных основаниях - индийская или западная? Исходные основания у них были общие, но исторические условия, в которых они затем развивались независимо друг от друга, привели к тому, что на данный момент эти две системы сильно отличаются - и именно поэтому они обе продолжают хорошо работать. Вот если бы западная и индийская традиции до сих пор пользовались набором астрологических теорий, методов и подходов, абсолютно идентичным тому набору, который существовал в античности, но при этом делали бы расчёты каждая в своём Зодиаке, тогда можно было бы заподозрить какую-то из них (или обе) в неработоспособности. Но если обе системы, повинуясь законам естественного отбора, существенно видоизменились, то это показывает, что опыт многих поколений индийских и западных астрологов позволил им выявить те подходы, которые позволяют хорошо использовать возможности именно тропического или именно сидерического Зодиака.
* * *
Зодиаков, как и систем домов, в истории астрологии известно немало. 

Зодиаки бывают двух основных видов:

тропические (в них в качестве точки отсчёта координат используется точка весеннего равноденствия) и
сидерические (в них отсчёт координат идёт от определённых звёзд). О
Обе эти разновидности Зодиака были известны уже до н.э. – и обе использовались в тех гороскопах, которые явились объектом нашего анализа. Попробуем разобраться, каким образом появились на свет разные системы Зодиака и чем они отличаются друг от друга. 

Начнём с определения основных понятий. 

Термин «Зодиак»
 (от греч. zodiakos kyklos – «круг жизни, круг живых существ») в наши дни используется в двух разных значениях. Во-первых, так называется пояс на небесной сфере, простирающийся примерно на 8 градусов по обе стороны от эклиптики; внутри этого пояса происходит видимое движение планет. Соответственно, те созвездия, которые оказываются в переделах данного пояса, называются зодиакальными. 

Традиционно насчитывают 12 зодиакальных созвездий (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы), хотя в действительности в пределах указанного пояса частично оказываются ещё нескольких созвездий. Если базироваться на решениях I Конгресса Международного астрономического союза 1922 г., упорядочившего список и границы созвездий, в число зодиакальных правомерно также внести созвездия Змееносца, Кита, Ориона и Секстанта. Иначе говоря, планеты, движущиеся в пределах зодиакального пояса, проходят на фоне перечисленных 16-ти созвездий.

В своём втором значении термин «Зодиак» относится к различным системам деления эклиптики на секторы. 

Эклиптика
 – это большой круг небесной сферы, совпадающий с видимым путём Солнца по небу; в астрологических источниках эклиптика также нередко называется зодиакальным кругом. Поэтому возможна и такая формулировка:

Зодиак – это система деления на определённые отрезки годичного пути Солнца по звёздному небу. Именно в этом, втором значении мы будем далее использовать термин «Зодиак».

Эклиптика может быть поделена на различное количество секторов разного размера, однако исторически доминирующим стало деление пути Солнца на 12 равных частей, которые называются знаками Зодиака. Они образуют 4 квадранта, в целом соответствующие временам года: каждый сезон года длится около трёх месяцев, то есть столько времени, сколько требуется Солнцу на прохождение трёх знаков Зодиака.

Знаки Зодиака уже в античности получили имена в честь зодиакальных созвездий, на фоне которых проходило Солнце. В конце ХХ века это породило пресловутую газетную шумиху по поводу «недавно открытого астрономами» 13-го знака Зодиака, Змееносца. Суть этой «газетной утки» заключалась в путанице между зодиакальными созвездиями и знаками Зодиака, носящими те же имена, хотя разница между ними очевидна: зодиакальные созвездия – это части зодиакального пояса (то есть Зодиака в первом значении этого термина), причём имеющие разные размеры и очертания; тогда как зодиакальные знаки – это равные секторы зодиакального круга, по сути, являющиеся отражением концепции 12 месяцев года. И неожиданно «открыть» 13-й месяц солнечного года просто невозможно…

Знаки Зодиака, понимаемые как двенадцать равных 30-градусных секторов, на которые разделена эклиптика, появились примерно в V в. до н.э., хотя точная дата и место возникновения системы зодиакальных знаков не установлены. Не исключено, что эта система возникла независимым путём в разных регионах Древнего мира. Наблюдения за небом могли привести к введению 12-ти зодиакальных знаков двояким путём. Во-первых, это приблизительное соотнесение 12-ти лунных месяцев с солнечным годом; во-вторых, соотнесение 12-ти солнечных лет с одним периодом обращения Юпитера. Сакрализация чисел 3, 4 и 12 (3х4) способствовала утверждению этой системы. Весьма вероятно, что аналогия между двумя приведёнными соотношениями (12 месяцев = 1 солнечный год; 12 лет = 1 период Юпитера) явилась одним из основных источников астрологического принципа прогрессий («день символизирует год»).

Известно, что уже в первой половине I тыс. до н.э. многие народы Старого Света использовали календарь
 с 12-ю месяцами в году. В разных традициях также отмечается соответствие между 12-ю месяцами и годами 12-летнего цикла (т.е. между циклом Солнца и циклом Юпитера). 12-летний цикл называется «большим годом», «царским годом», «годом Юпитера», «сверхгодом». Например, в Древней Индии существовал параллелизм названий 12 лунных месяцев и 12 лет «сверхгода»: читра и год Читра, вайшакха и год Вайшакха, джьяйштха и год Джьяйштха и т.д.

Следующим шагом было соотнесение периодов времени (месяцев, лет) с участками эклиптики. Такая символическая соотнесённость месяцев со знаками Зодиака особенно наглядна в солнечном календаре, созданном в Древнем Египте и лежащем в основе летосчисления Старого Света. Годовой путь Солнца по замкнутому кругу с 12-ю знаками соотносился с 12-ю месяцами года. В разных традициях каждый из знаков имел своего стража (хранителя) или повелителя. Зодиакальные знаки отождествлялись с важнейшими событиями жизни мифологических персонажей. С помощью знаков строились целые классификационные схемы, включающие в себя основные параметры модели мира (временные, пространственные, качественные, элементарные, зооморфные, цветовые, анатомические, цветочные и т.п.). 

К примеру, древние греки выделяли круг 12-ти олимпийских божеств во главе с Зевсом. Олимпийские боги были разделены на шесть пар: Зевс – Гера, Посейдон – Деметра, Аполлон – Артемида, Арес – Афродита, Гермес – Афина, Гефест – Гестия. В 217 г. до н.э. римляне заимствовали у греков круг 12-ти богов, что, в частности, привело к окончательному установлению соответствий между греческими и римскими божествами: Юпитер – Юнона, Нептун – Минерва, Марс – Венера, Аполлон – Диана, Вулкан – Веста, Меркурий – Церера. С зодиакальными знаками в мифах связываются деяния солнечного героя (Гильгамеша, Геракла и т.п.). 

Интересно, что у индоевропейских народов была распространена практика членения жертвенного животного на 12 частей (в частности, в хеттских и лувийских ритуалах лечения человека, а также в кельтской обрядовой практике, византийских и славянских заговорных текстах, где 12 лихорадок символизируют 12 частей тела или 12 болезней, которые могут поразить человека). 

В.Н.Топоров (в энциклопедии «Мифы народов мира») справедливо отмечает, что Зодиак во всей совокупности составляющих его знаков позволял контролировать поведение Вселенной во времени, определять её прошлое состояние и предсказывать будущее. Для мифопоэтического сознания Зодиак является эффективным средством гармонизации времени, сохранившим свою действенность и в таких продвинутых формах, как сакральный календарь западноевропейского и византийско-русского Средневековья. В известном смысле сакральный календарь определял время в большей степени, чем это последнее определяло календарь*.

* Топоров В. Месяцы // Мифы народов мира. Гл. ред. С.А.Токарев. 2-е изд. Т.2. М., 1992.

К сожалению, точно проследить историю распространения системы 12-ти зодиакальных знаков невозможно. Историки 1-й пол. ХХ в. предполагали, что знаки, возникнув в Месопотамии, затем были заимствованы греками и египтянами, а впоследствии эта система распространилась в Индии, Китае – и по всему Старому Свету. Однако исследования последних десятилетий не во всём подтверждают эту концепцию. С одной стороны, несомненно, что семантика образов зодиакальных знаков, использовавшихся античной астрологией, восходит к семантике месопотамского календаря (которая, в свою очередь, берёт начало в календаре шумерского города Ниппур, использовавшемся уже в III тыс. до н.э.)*. С другой стороны, выделение сезонов года по изменению длительности светового дня представляется естественным этапом в развитии пространственно-временной ориентации любого народа древности. Следующий шаг, увязывающий самый короткий и самый длинный день в году с определённым положением Солнца на небе, также был сделан независимым образом в самых разных местах земного шара ещё в каменном веке. Деление года на 12 месяцев, базирующееся на наглядном цикле лунных фаз и зафиксированное во многих календарях древности, также не требует привлечения теории о заимствованиях. Поэтому вполне резонно предположить, что вписывание цикла из 12-ти месяцев в структуру годичного пути Солнца по небу (с реперными точками равноденствий и солцестояний) могло быть произведено в разных регионах Древнего мира**.

* См. исследование: Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999.

** Большое количество фактического материала в поддержку этого утверждения можно найти в фундаментальной работе: Подосинов А.В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки русской культуры, 1999.

Кроме того, клинописные источники Древнего Двуречья в соотнесении с данными из других регионов не дают нам однозначной картины последовательной передачи знаний о зодиакальных знаках из Месопотамии в Грецию и так далее. В частности, дошедший до нас древневавилонский астрономический дневник на 418/417 гг. до н.э. показывает, что знаки Зодиака в Месопотамии в данное время ещё не использовались*. При этом введение Зодиака в Древней Греции связывают с Евктемоном, работавшим двумя десятилетиями раньше, в 430-х гг. В Египте знаки Зодиака могли возникнуть независимым путём как естественное развитие системы 36 «деканов», опоясывающих небо (объединение деканов по три). 12-знаковый циклический календарь, распространённый в странах Дальнего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии, также, судя по всему, появился без всякого греко-египетско-вавилонского влияния.

* Однако следует признать, что более ранний клинописный текст, посвящённый лунным явлениям и датируемый 475/457 гг. до н.э., уже использует Зодиак. На это обращает внимание Д. Пингри в кн.: Sphujidhvaja. The Yavanaj?taka / Edited, translated and commented on by David Pingree. Vol. 2. Cambridge, Massachusetts; London, 1978. P. 195. В любом случае, по мнению Пингри, наиболее ранние свидетельства о Зодиаке из 12 равных знаков в месопотамской астрономии и астрологии не датируются раньше, чем V в. до н.э.

На вопрос о соотношении ролей сидерического и тропического Зодиака в древности и средние века найти правильный однозначный ответ тоже непросто. Как известно, в первые века н.э. точка весеннего равноденствия находилась на границе созвездий Рыб и Овна, т.е. тропический и сидерический Зодиак совпадали. Поэтому анализ текстов эллинистических астрологов зачастую не позволяет понять, какой всё-таки Зодиак они использовали. Кроме того, движение точки равноденствия относительно звёзд (прецессия), вызывающее расхождение этих Зодиаков, было открыто греческим астрономом Гиппархом ок. 130 г. до н.э., а астрологи более раннего времени (которые, собственно и ввели Зодиак) не подозревали о наличии данной проблемы. Следовательно, когда мы говорим о вариантах Зодиака V – III вв. до н.э., не вполне корректно утверждать, что тот или иной Зодиак был сугубо тропическим или сидерическим. Наконец, проблему усугубляет наличие нескольких тропических Зодиаков и множества сидерических.

Достаточно уверенно мы можем сказать следующее. В 430-х гг. до н.э. афинский астроном Евктемон ввёл деление Зодиака, основанное на точках равноденствий и солнцестояний, т.е. первый известный Зодиак, который можно назвать тропическим. Основываясь на наблюдениях летнего солнцестояния в 432 г. до н.э., он опубликовал парапегму, т.е. звёздный календарь, в котором были отмечены равноденствия и солнцестояния, годовые восходы и заходы неподвижных звёзд и соответствующие погодные указания. Он разделил солнечный год на 12 «месяцев», определяемых 12 знаками Зодиака. Солнечный год Евктемона начинался с летнего солнцестояния. Первые пять «месяцев» имели по 31 дню каждый, следующие семь – по 30 дней. Следовательно, Евктемон полагал, что Солнце проходит одну часть Зодиака с постоянной скоростью 30° за 31 день, а оставшуюся часть – со скоростью 30° за 30 дней.

К концу V в. до н.э. 12-знаковый Зодиак уже использовали и вавилоняне (причём заимствование из Греции историки однозначно исключают). И если самые ранние сохранившиеся вавилонские гороскопы, датируемые 410 г. до н.э., ещё не позволяют однозначно судить, использовались ли в них для фиксации положений планет просто созвездия или уже были введены знаки, то массив клинописных гороскопов III – I вв. до н.э. свидетельствует об использовании знаков сидерического Зодиака; иначе говоря, вычисление долгот планет велось относительно «реперных» звёзд.

К концу IV в. до н.э. эллинизированный халдей Кидинну, как столетием раньше Евктемон, предложил систему тропического Зодиака; однако, в отличие от греческого учёного, он расположил точки равноденствий и солнцестояний в восьмом градусе кардинальных знаков* (кстати, Кидинну одним из первых использовал зодиакальный круг, поделённый на 360°). Эту систему использовали на протяжении нескольких столетий. Даже в начале н.э. римские календари продолжали соотносить весеннее равноденствие с восьмым градусом Овна.

* Cumont F. Astrology and Religion among the Greeks and Romans. New York; London, 1912. P. 64.

Гиппарх, открывший прецессию, то есть движение звёзд относительно точки весеннего равноденствия, был первым астрономом, который сознательно предложил тропический Зодиак, отказавшись от звёзд в качестве точек отсчёта. Он поместил точку весеннего равноденствия в 0° Овна (именно этот вариант используется западными астрологами и по сей день). Однако другие учёные, узнав о существовании прецессии, посчитали необходимым придерживаться сидерического Зодиака. В частности, индийцы, позаимствовав систему зодиакальных знаков у александрийских астрологов II в. н.э., работали (и работают по сей день) только с сидерическим Зодиаком. Крупнейший исследователь истории индийской астрологии Д.Пингри уверенно заявляет, что до II в. индийцы не имели представлений о Зодиаке из 12-ти знаков*.

* Sphujidhvaja. The Yavanaj?taka / Edited, translated and commented on by David Pingree. Vol. 2. Cambridge, Massachusetts; London, 1978. P. 197-198.

Другой интересный момент. Сохранившиеся греческие гороскопы показывают, что греко-египетские астрологи первых веков н.э. пользовались другим Зодиаком (или Зодиаками), чем Гиппарх. Так, в гороскопах, приводимых астрологами II в. Антигоном Никейским и Веттием Валентом, долготы планет в среднем на 4° больше, чем по современным расчётам в гиппарховском Зодиаке*.

* Neugebauer O., Van Hoesen H.B. Greek Horoscopes. Philadelphia, 1959.

Подобный «сдвиг» координат наблюдается и в греческих гороскопах более позднего времени. Например, ученик философа Прокла Марин приводит гороскоп учителя на 8 февраля 412 г., и координаты планет, указываемые им с точностью до минут дуги, в среднем на 2-3° меньше, чем их положение в Зодиаке Гиппарха. Сдвиг в ту же сторону примерно на 3° мы наблюдаем в гороскопе коронации Леонтия в 484 г. н.э.* Очевидно, что эти данные подтверждают использование греческими астрологами того времени сидерического Зодиака: действительно, в начале н.э. координаты планет в сидерическом Зодиаке были больше, чем в гиппарховском, во II – III вв. сидерические координаты практически совпадали с тропическими, а к V – VI вв. уже стали меньше, чем согласно Гиппарху. С другой стороны, есть и свидетельства использования эллинистическими учёными тропического Зодиака. В частности, сохранившиеся описания астролябий показывают, что начала кардинальных знаков связывались с точками равноденствий и солнцестояний. Скорее всего, в эпоху эллинизма астрологи просто не считали проблему расхождения Зодиаков сколько-нибудь важной – ведь это расхождение тогда было ничтожным.

* См. разбор гороскопа коронации Леонтия и натальной карты Прокла, соответственно, во 2-й и 3-й частях нашей книги.

Персидские астрологи середины I тыс. н.э. и арабские астрологи последующих столетий работали с тропическим Зодиаком Гиппарха. Это подтверждают сохранившиеся десятки арабских гороскопов на ингрессию Солнца в знак Овна: эти ингрессии совпадали с датами равноденствий*.

* Kennedy E.S., Pingree D. The Astrological History of Masha'allah. Cambridge, Massachusetts, 1971.

Попутно отметим, что проблема тропического и сидерического Зодиаков осложнялась не только тем, что на протяжении многих столетий астрологи не могли правильно определить величину прецессии, но и тем, что ряд учёных вообще не признавал открытие Гиппарха. Например, выдающийся индийский астроном VII в. Брахмагупта вообще отрицал существование прецессии, а крупнейший сирийский астролог IX в. Сабит ибн Курра предложил альтернативную теорию «восхождения и нисхождения». Согласно этой теории (в современной литературе её также называют «теорией трепидации»), точки равноденствий не движутся относительно звёзд в одном направлении с постоянной скоростью (как считали Гиппарх и Птолемей), а совершают относительно звёзд колебания взад-вперёд.

Европейские астрологи Позднего Средневековья и Возрождения в основном имели дело с тропическим Зодиаком. Однако сидерический Зодиак также был известен. Скажем, выдающийся врач XIV в. Ги де Шольяк (он был врачом пап Климента VI, Иннокентия VI и Урбана V в Авиньоне) в своём крупнейшем сочинении «Хирургия» связывал эпидемию чумы 1348 г. с конъюнкцией Юпитера и Сатурна при участии Марса 24 марта 1345 г. в 4-м градусе Водолея*. Проведя проверочные расчёты, мы убедимся, что данная координата приведена согласно сидерическому Зодиаку (!), тогда как в тропическом Зодиаке это соединение произошло в 19° Водолея. Известный греческий учёный Георгий Трапезундский, работавший в Италии в XV в. и написавший популярные комментарии к «Тетрабиблосу
» Птолемея, считал, что ошибки астрологов связаны именно с тем, что они отсчитывают знаки Зодиака от точки весны, а не от неподвижных звёзд**. Однако мнение Георгия не было поддержано европейскими астрологами.

* Thorndike, op.cit., vol. III, p. 519.

** Thorndike, op.cit., vol. IV, p. 396.

Главной цитаделью сидерической астрологии на протяжении почти двух тысячелетий являлась (и продолжает являться) Индия. Однако, хотя индийские астрологи сходятся между собой в том, что Зодиак «привязан» к созвездиям, среди них нет единодушия относительно точки отсчёта зодиакальных знаков. Поэтому величина расхождения между тропическим Зодиаком (он используется в Индии лишь для календарных расчётов) и сидерическим колеблется между 18° и 27° (для XX в.). Данная поправка, необходимая для пересчёта координат из тропического Зодиака, называется у индийцев «айанамша».

Как показывает практика многих астрологов, наиболее точные результаты толкования гороскопа в сидерической системе возникает в том случае, если долготы планет и Асцендент вычисляются с помощью айанамши Лахири. Н.С.Лахири утверждает, что отправной точкой следует считать неподвижную звезду Спика в 0°00' Весов, и эта система принята индийским правительством в качестве официального астрологического подхода*. На 1.01.1950 айанамша Лахири составляла 23°09'34". Таким образом, если в тропическом Зодиаке Асцендент человека, родившегося в 1950 году, находится в 15°00' Девы, то в сидерическом Зодиаке долгота Асцендента – 21°51' Льва.

* Донас Э.Б. Системы астрологических домов / Пер. с англ. А.Капраловой под ред. Н.Додоновой. М., 1992.

Другая распространённая традиция, которой, в частности, придерживается такой авторитетный астролог, как Б.В.Раман, принимает айанамшу, равную 21°42'47" на 1.01.1950*.

* Raman's Ninety Year Ephemeris of Planetary Positions (1891 to 1980 A.D.). 3rd edition. Bangalore, 1977. 
Ещё один вариант приводится Аланом Лео: он ссылается на индийскую систему расчёта айанамши, согласно которой считается, что в 498 г. н.э. она имела нулевую величину и увеличивается со скоростью 50.333" в год*.

* Лео А. Полный астрологический словарь / Пер. с англ. А.Колесникова. Киев; М., 1996. 

После распространения идей индийской астрологии на Западе в начале XX в., английские и американские астрологи (Сирил Фэйган, Дональд Брэдли, Рой Чарльз Файрбрейс и др.) заинтересовались возможностями применения сидерического Зодиака и провели большое статистическое исследование на базе множества натальных карт. Они пришли к выводу, что величина айанамши на 1.01.1950 составляла 24°02'28". Пик популярности «сидерализма» в западной астрологии пришёлся на 1950-е – 70-е гг., но постепенно сошёл на нет*.

* Lewis J.R. The Astrology Encyclopedia. Detroit; Washington, D.C.; London, 1994.

Существуют и прочие системы расчёта айанамши. Отдельные исследователи экспериментируют с различными её величинами и порой приходят к собственным предпочтениям, отличающимся от наиболее распространённых. В приведённой ниже таблице даны сведения о 14 вариантах сидерического Зодиака.
Сидерический Зодиак Координата Точки
 весеннего равноденствия 
на 1.01.1900
Джвал Кул (Djwhal Khul) 03°02'13" Рыб
Согласно Ларри Эли 03°23'20" Рыб
Согласно ДеЛюсу 03°35'13" Рыб
Согласно Фэйгану и Брэдли 06°39'22" Рыб
Согласно Мерсье (вавилонский) 06°52'47" Рыб
Согласно Лахири 07°32'22" Рыб
Согласно К.С.Кришнамурти 07°38'10" Рыб
Согласно Б.В.Раману 08°59'08" Рыб
Согласно А.Лео 10°23'53" Рыб
Согласно Шри Юктешвару 10°30'56" Рыб
Согласно Сундре Раджану 08°29'35" Рыб
Согласно Шилу Понду 10°49'12" Рыб
Согласно Уша-Шаши 11°20'21" Рыб
Сасанидский 11°24'32" Рыб
При знакомстве с этой информацией невольно возникает вопрос: какой тип Зодиака всё же является первоначальным и базируется на более достоверных основаниях – сидерический или тропический? 

Если говорить об изначальной ситуации, то в Древнем Двуречье, Древней Индии и Древнем Китае фиксировалось и анализировалось движение планет среди звёзд и созвездий. Отсюда впоследствии развилась концепция зодиакального круга. В Древнем Египте велись наблюдения суточного движения 36 групп звёзд (т.наз. «деканов»), и из этой практики впоследствии развилась концепция домов гороскопа. Так что и круг Зодиака, и круг домов исторически обязаны своим появлением, прежде всего, наблюдению «неподвижных» звёзд и созвездий. И это не требует лишних объяснений – ведь для любого наблюдателя созвездия являются самым чётким ориентиром на небе. При этом, годичный цикл с его узловыми точками равноденствий и солнцестояний ничуть не менее важен в астрологии – но для фиксирования этих точек и последующего анализа расположения планет в полученной системе тропических координат требуются гораздо более длительные наблюдения. Поэтому хронологически наиболее ранней, конечно, была привязка небесных событий к звёздам и созвездиям.

С другой стороны, когда в эллинистическом мире сформировалась целостная астрологическая система, базирующаяся на концепции Зодиака, роль годичного цикла и кардинальных точек в объяснении системы зодиакальных знаков была крайне важной. И значение этого факта принижать нельзя. Обратившись к таким базовым астрологическим трактатам, как «Четверокнижие» Птолемея или «Введение» Павла Александрийского*, легко убедиться, какую важную роль в эллинистической астрологии играли понятия знаков равного восхождения, антисов и параллелей склонения; выделение знаков, созерцающих друг друга; деление знаков на командующие и подчиняющиеся... Но все эти подходы имеют смысл только в тропическом Зодиаке, поскольку они базируются на осях равноденствий и солнцестояний.

* Павел Александрийский. Начала Астрологии. М., 1997.

Поэтому, когда мы говорим о том, что во времена Птолемея
 сидерический Зодиак совпадал с тропическим, это никак не означает, что Птолемей и его современники считали, будто существует два разных Зодиака. Для них существовала единая, целостная картина космоса, в которой Зодиак мог быть описан как сидерически, через звёзды и созвездия, так и тропически, через положение Солнца в разные времена года. Астрологи видели, что Солнце в весеннее равноденствие входит в созвездие Овна, и потому зодиакальный знак, начинающийся от точки весеннего равноденствия, тоже называли Овном – и так далее. При этом они, очевидно, не особенно задумывались о том, что же будут делать астрологи последующих тысячелетий, когда созвездие Овна сместится относительно знака Овна. Главное, что в их эпоху такого смещения не было, и потому античные мыслители выстроили свою астрологическую систему, исходя из зримого ими факта совпадения сидерической и тропической реальности. 

Конечно, в последующие века астрологам пришлось пересмотреть многие постулаты астрологической системы античных астрологов – и это закономерно. Тем, кто исходил из сидерического Зодиака, пришлось отказаться от всех астрологических техник, связанных с равноденствиями и солнцестояниями, разработав вместо них ряд других методов, результативных именно в сидерической системе. Тем же, кто положил в основу своего подхода тропический Зодиак, никто не мешал продолжать использовать все методы, базирующиеся на кардинальных точках, но им зато пришлось разрабатывать новые подходы к анализу «неподвижных» звёзд и т.п.

Поэтому многосотлетняя история Зодиака может быть сопоставлена с ещё более масштабной историей дрейфа континентов. Представим себе, что некогда возник единый «континент» Зодиака, сочетавший в себе сидерические и тропические характеристики. Но потом появился всё увеличивающийся разлом, и вот два расходящихся «континента», Сидерический и Тропический, отправились каждый в своё плавание по Мировому океану. Со временем жизнь на этих материках стала всё больше и больше различаться. Одни «биологические виды» (астрологические методики) стали активно развиваться на Сидерическом континенте, тогда как на другом континенте они практически вымерли. И наоборот, природные условия Тропического континента дали жизнь новым астрологическим подходам, которые никак не могли бы «выжить» на Сидерическом материке.

Таким образом, если говорить об истоках системы Зодиака, то они восходят к древнему «праматерику», когда сидерическая и тропическая составляющая были объединены – или, по крайней мере, сознательно не противопоставлялись. И последующее – длящееся по сей день – существование обеих разновидностей Зодиака вполне правомерно, учитывая, что каждая из них существует в своих условиях, пройдя через «борьбу на выживание».
 

Автор: Денис Куталёв.

Статья взята отсюда: http://m-butterfly-m.livejournal.com/125720.html

Copyright © 2010-2024 «Курсы астрологии».
Закрыть